Галина Соловьева (jack_bird) wrote,
Галина Соловьева
jack_bird

Я видела, как строят парусный корабль

Много лет назад ходила на спуск на воду петровского "Штандарта" - к Охтинскому мосту. Помню огромную восторженную толпу. Помню. как хотелось хоть одним глазком заглянуть - как это делается. А потом со Смоляного двора верфь убрали, и я решила - все, упустила свой шанс. Оказывается - зря отчаивалась. Историческое кораблестроение в Питере продолжается. Вчера попала - спасибо spbblog - на верфь "Полтава" - на территории городского яхт-клуба в Лахте. Там идет строительство той самой 54-пушечной "Полтавы" - реплики Петровского флагмана.Вот мы - экскурсия для блогеров и журналистов - под его днищем.
2017-08-17 12-34-50.JPG

Размеры впечатляют: корабль - многоэтажный дом. Пока он в лесах (на стапелях?) - потом большая часть скроется под водой - но и тогда это будет махина. Чтобы лучше представить: вот эти огромные бревна, что висят на стене - это не мачты, это реи. Соответственно, размер мачты, парусов - прикиньте сами.
2017-08-17 12-33-32.JPG
А в трюмах тесно. Вот пушечная палуба 2017-08-17 12-45-08.JPG При каждой пушке - расчет, четыре человека. (Да, нам потом показали, как проводился выстрел и даже дали пострелять самим. Банить, забивать заряд, вставлять и поджигать фитиль... стреляли, правда, холостыми). При орудиях состояли в те времена мальчишки - манки-бои. Подносили порох из крюйт-камеры, вылезали из пушечного порта на борт, чтобы очистить дуло, вложить заряд - почти дети, 10-12 лет. Набирали сирот, детей бедняков. Говорят, до 17 лет мало кто доживал. Вот, пушечный лафет-станок красного цвета - чтобы во время боя пушкарей не отвлекал вид крови. И красные мундиры - тоже не для красоты.
Ниже пушечной палубы - палуба мастеровых. Здесь еще теснее - выпрямиться в полный рост может только пацаненок,остальные - на корточках или согнувшись в три погибели.
2017-08-17 12-50-42.JPG
Нам рассказали, что в те времена средний мужской рост был 156 см - но и нашим невысоким предкам приходилось пригибаться. А я на этой палубе убедилась, что каски нам выдали не зря - если бы не каска, был бы у меня весь лоб в шишках. Думается, двухметровый царь сюда и не заглядывал - разве что во время строительства? А вот его "главный конструктор", Федосей Моисеевич Скляев, наверняка здесь бывал - и подробно отчитывался Петру о ходе строительства. По этой переписке, главным образом, и восстанавливаются технические характеристики корабля - чертежей, к сожалению, не сохранилось. Реконструкторы стараются сохранить верность исторической правде - правда, не всегда это возможно. Например, детали, которые на оригинальной "Полтаве" делались из цельного дуба, приходится клеить - нет в наше время тех трехсотлетних корабельных дубов.И приходится гадать, какой была носовая (гальюнная) фигура - потому что единственная известная гравюра Питера Пикарта изображает корабль с кормы. Зато кормовую резьбу воспроизводят как могут точно - и режут вручную, чтобы не было дешевого блеска машинной отделки. Вот она в процессе, и будь мое фото получше, была бы видна разметка незаконченных пока деталей
.2017-08-17 13-01-22.JPG
А вот сами корабелы - плотники за работой, настилают палубу из огромных лиственичных досок. Дерево заранее хорошенько просушивают - чтобы не гнило. Петру в военном цейтноте просушивать было некогда - вот и продержался его флот недолго, сгнили суда...
2017-08-17 13-19-44.JPGРебята говорят, что команда здесь работает совсем особенная - приживается на каждый,остаются самые увлеченные, умеющие работать и учиться по ходу дела. Недаром на стенах цеха наклеены не календарики с девицами, а старинные гравюры и собственноручные портреты друзей. Но это внизу, для себя - а наверху баннеры  в честь спонсоров от "Фонда поддержки исторических судов" и приютившего верфи на своей территории яхт-клуба - до Газпрома. "Полтава" задумана, как корабль-музей, но строители надеются, что после изменений некоторых морских правил она получит право выхода в море (отсюда, кроме "исторически-правильных" гвоздей-нагелей, в конструкции используются болты и еще кое-какие современные материалы - иначе корабль в морской регистр не внесут, правила безопасности не позволят. Но даже если "Полтаве" больших плаваний не предстоит, на верфи строятся и ремонтируются и другие исторические суда. За день до нашего визита прошла первое испытание марсель-шхуна "Леди Л" - ее мы видели уже в марине, на воде - там вовсю шла доводка.
2017-08-17 13-47-52.JPG
С будущего года на ней будут ходить студенты "некорабельных ВУЗов" - такая есть для них программа: две недели знакомства с морем и парусным судоходством. Завидую! А рассказывал нам о "Леди Л"  сам главный конструктор Олег Коробов - и  рассказывал так, что уходить не хотелось. Впрочем, там все рассказывали интересно - и канонир в петровском мундире, и девушка-экскурсовод, оказавшаяся тоже профессиональным кораблестроителем.
Мне хочется писать еще и еще, но я все же остановлюсь, потому что экскурсии такие доступны всем - и  даже мастер-классы для школьников там проводят!  Кому интересно: адрес Береговая ул, 19 , и вот еще их сайт с рассказами и фото гораздо интереснее и подробнее моих:  http://poltava1712.ru
Tags: блогерское, фото
Subscribe

  • (no subject)

    Озерцо с водяным. Пастелька. Между прочим... Прочитала вчера в ФБ запись Александра Мелихова о людях, идущих на операцию по смене пола - двадцать…

  • Красноярские Столбы с сон-травой

    Еще одно, последнее сказанье... На сей раз ставлю "для привлечения внимания свою " вспоминательную" байкальскую картинку. Читатель…

  • Красноярск сумбурно - мельком и под дождиком

    Город начинается с вокзала, да? Когда вокзал не влезает в кадр, сразу становится ясно, что город велик - миллионник, что ни говори - и за день понять…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • (no subject)

    Озерцо с водяным. Пастелька. Между прочим... Прочитала вчера в ФБ запись Александра Мелихова о людях, идущих на операцию по смене пола - двадцать…

  • Красноярские Столбы с сон-травой

    Еще одно, последнее сказанье... На сей раз ставлю "для привлечения внимания свою " вспоминательную" байкальскую картинку. Читатель…

  • Красноярск сумбурно - мельком и под дождиком

    Город начинается с вокзала, да? Когда вокзал не влезает в кадр, сразу становится ясно, что город велик - миллионник, что ни говори - и за день понять…